Ханна Райч
Ханна Райч
Ханна Райч

Первая женщина в мире – пилот вертолета. Многие называли ее “величайшим летчиком ХХ века”, именно лётчиком, а не лётчицей. Потому, что по своему лётному мастерству, страсти к полётам, преданности общему делу ей было очень мало равных даже среди мужчин. Мировая история знает мало имён тест-пилотов, но именно это имя она заучила хорошо. Очень многие летающие новинки Третьего Рейха, опередившие время, но так и не повлиявшие на исход войны, испытывала Ханна Райч.

Первые полёты

Райч родилась в 1912 году в немецком городе Хиршберг. Будучи еще совсем маленькой девочкой Ханна хотела сделать карьеру на медицинском поприще и мечтала стать доктором-миссионером в Африке. Её отец – врач-офтальмолог также хотел, чтобы Ханна стала доктором. От своей матери Ханна взяла чуть ли не самое главное в жизни для многих людей – веру в Бога.

Очень быстро Ханна Райч стала усердным, решительным, целеустремленным ребёнком. Она проявила свою страсть к полётам ещё в самом раннем детстве, пытаясь в 4-летнем возрасте спрыгнуть с балкона родительского дома, чтобы ощутить полёт. Оглядываясь назад в детство, Ханна Райч написала в 1955 году в своей автобиографии «Полет – это моя жизнь»: «Желание росло во мне, росло с каждой увиденной птицей пересекающей лазурное летнее небо, с каждым облаком, которое проплывало мимо меня по ветру, пока не превратилось в глубокую, настойчивую тоску по тому, что казалось мне моим домом, тоску, которая всегда была со мной и никогда не утихала».

Свою летную карьеру Ханна начала с планеров (во многом потому, что в то время мировым сообществом был установлен запрет для Германии на производство самолетов, которые могли бы быть хоть как-то использованы в военных целях) и моментально её страсть к небу перевесила её интерес к медицине, и она покинула медицинскую школу, чтобы стать профессиональным пилотом.

Первые успехи

Успех пришел к Ханне быстро. Уже в начале 30-х годов режиссёры монтируют её полеты для популярных в то время киножурналов. В 1931 году она ставит свой первый мировой рекорд, за ним позже последуют ещё больше дюжины. А некоторое время спустя Ханна Райч удостоилась величайшей чести — она была капитаном самолета, на котором сам Фюрер летел на партийный съезд в Нюрнберге. Фюрер лично доверил ей это почетное и ответственное задание, которое было выполнено, а сам исторический полет позднее вошел в «Триумф Воли» — знаменитую киноленту другой выдающейся немецкой женщины — Лени Рифеншталь.

1937 год стал очень насыщенным событиями для Ханны: она тестирует самолёты Юнкерс-87 и Дорнье-17 в пикировании. В 1937 году Ханна Райч становится первым человеком, пересёкшим Альпы на планере. В тот же год она посещает завод Фокке-Вульф, чтобы понаблюдать за тестами первого в мире рабочего прототипа вертолета Fa-61. Тест-полеты выполнял пилот Карл Франке, который с трудом удерживал вертолет в равновесии в воздухе, после чего попробовать новую машину в воздухе пригласили Ханну Райч. Как только Ханна поднялась в воздух на доселе неизвестной ей машине, она сразу же стала с ней одним целым – ни о каких сложностях  в управлении не могло быть и речи.

Eё пригласили участвовать в дальнейших полетах, во время которых она установила рекорды по высоте, скорости, продолжительности и расстоянию полёта на вертолете.

В это время Адольф Гитлер готовился к всемирной выставке в Берлине – к Берлинскому Мотор-шоу 1938, которое должно было пройти в громадном выставочном комплексе Дойчландхалле. Он хотел показать всему миру превосходство немецких технологий и привлечь к этой выставке всю мировую прессу. Поэтому он решил, что Ханна Райч будет пилотировать вертолет Fa-61 прямо в закрытом выставочном комплексе.

Ханна тренировалась день и ночь на протяжении трёх недель в феврале 1938 года, пилотируя Fa-61 внутри помещения. В итоге упорных тренировок, программа Ханны на выставке была следующей: она поднялась в воздух, некоторое время парила в воздухе под изумленные возгласы толпы, потом поднималась к потолку и опускалась, пролетела по периметру помещения. В конце представления она зависала в середине зала, медленно разворачивалась на 360° и запускала небольшой фейерверк из кокпита. Это был впечатляющий, безрассудно храбрый цирковой трюк. Ведь малейший просчёт или сбой в работе вертолета могли закончиться крушением в центре переполненного зрителями зала. Но Ханна с честью выполнила свою задачу, за что удостоилась медали от Люфтваффе. Она была первой женщиной, получившей такую медаль.

В 1939 году Райч перенесла тяжелую болезнь, продолжавшуюся три месяца – скарлатину и последовавшего за ней фиброзит. Сразу после выздоровления, Ханна приступила к работе, поучаствовав в разработке больших транспортных планеров. Эта работа была омрачена крушением огромного Me-321 Гигант с размахов крыльев 54 метра и трёх буксируемых им Me-110, в результате которого погибло 6 человек экипажа «Гиганта» и 110 солдат-пассажиров транспорта.

Первые боевые подвиги

Когда началась Вторая Мировая Война, Ханна Райч сочла для себя невозможным со стороны смотреть за военным конфликтом, она буквально рвалась на фронт. Одной из первых её боевых операций суждено было стать знаменитой: на простом безмоторном планере, предваряя атаку немецких войск, она совершает героический разведывательный ночной полет вдоль линии фронта, протянувшегося вдоль линии Мажино.

В марте 1941 году Райч получает Железный Крест второй степени и военную золотую медаль, как признание её выдающихся заслуг в военное время. Она стала первой женщиной и не военным, получившей такую награду. Как и все, кто удостаивался чести носить Железный Крест, Райч получила его, рискуя жизнью. Именно как героический подвиг можно расценить попытку Райч осуществить невозможное — в полете перерубить стальной канат, которым крепился заградительный аэростат, из-за которого погибли несколько немецких пилотов. Такие аэростаты могли располагаться на высоте до 3 км, и кабель, на котором они соединялись с землей, было очень сложно различить из кабины самолета. Заградительный аэростат был отличной простой идеей, и немецкий инженер Ганс Якобс придумал отличное и простое устройство для “перерезания” кабелей аэростатов, закрепляемое на бомбардировщике. Именно это устройство Ханна тестировала долгое время.

Самым быстрым и самым опасным самолетом, который тестировала Ханна, был секретный реактивный самолет Me-163, способный развивать скорость до 500 миль в час. До Ханны три летчика погибло при испытаниях этого самолета. При первом полете Ханны на Ме-163 произошло неожиданное: машина потеряла управление. Только благодаря чуду, а также несгибаемой воли и значительному опыту, Ханне Райч удаётся посадить самолет. И только после этой невероятной посадки, раненая Ханна теряет сознание. В результате аварии череп Ханны был поврежден в шести местах, были сломаны несколько позвонков, сломались все кости носа, а сам нос оторвался. Хирург доктор Бодевиг 5 месяцев боролся за её жизнь и внешний облик с помощью пластической и нейрохирургии. Еще пять месяцев упорной борьбы понадобилось Ханне, чтобы полностью восстановить свое физическое и душевное состояние. Во время награждения Ханны Железным Крестом Первой Степени Адольф Гитлер лично запретил Ханне даже пытаться совершать такие необдуманно смелые подвиги.

На процессе награждения в Бертесгадене, получая из рук Фюрера эту награду, Ханна высказала идею о создании отряда летчиков-камикадзе, которые управляли бы специально разработанными для таких целей модификациями ракет Фау-1. Шел 1944 год — один из самых тяжелых для Германии периодов войны. Поначалу Адольф Гитлер отбросил эту идею, посчитав, что использование немцев в качестве камикадзе — непозволительно. Но Райч и здесь берет свое. Ради того чтобы отстоять свою идею, ради последней надежды на то, чтобы родная страна смогла вырвать победу в этой войне, Райч сама записывается в ещё не созданный отряд летчиков камикадзе: «Я тем самым… Добровольно записываюсь в группу летчиков-камикадзе в качестве пилота управляемой ракеты. Я полностью уведомлена о том, что такое решение приведет к моей смерти«. Идея создать отряд камикадзе в Германии принадлежит также Отто Скорцени, для которого слова «нет задач невыполнимых» стали постоянным жизненным кредо. Своим поступком Райч лишний раз доказала свою преданность и свой бесконечный патриотизм. Был проведен ряд испытаний, во время которых Ханна демонстрировала чудеса своего летного мастерства и ставшую уже легендарной храбрость. Но идея немецких камикадзе по-настоящему так и не реализовалась: проект не оправдал ожиданий (время на обучение пилота-камикадзе было дороже уничтожения объекта противника), да и время было безвозвратно потеряно – война подходила к концу. Хотя на другом конце света, на Тихом океане, японские пилоты реализовали идею, от которой отказались их немецкие коллеги. Сотни пилотов-камикадзе на самолётах, начинённых взрывчаткой, добились 474 прямых попаданий. Ценой своей жизни они повредили 260 кораблей (в их числе 12 ударных, 16 лёгких эскортных авианосцев, 15 линкоров) и уничтожили 41 боевую единицу американского флота.

Ханна Райч была одной из последних, кто видел Адольфа Гитлера живым. 26 апреля 1945 она, в который раз рискуя жизнью, летит в окруженный и агонизирующий Берлин в надежде спасти любимого вождя. Над красными зенитками она летит вместе с генералом Риттером фон Граймом (который был, по слухам, любовником Ханны и одновременно самым старым из боевых пилотов сражающихся сторон), командующим Люфтваффе после отставки Геринга, которому Гитлер приказал прибыть в Берлин. Заградительным огнем генерал был ранен, но ни огонь зениток, ни сталинские соколы, ни затянутое дымом горящих зданий и постоянными разрывами снарядов небо не смогли помешать Ханне успешно посадить свой самолет на одной из улиц Берлина и доставить генерала к бункеру Гитлера. Райч и фон Грайм пробыли у Гитлера в качестве гостей 3 дня.

29 апреля Гитлер приказывает Ханне немедленно вылететь из Берлина с фон Граймом и арестовать Генриха Гиммлера, которого он обвинял в предательстве. Ханна, естественно, протестовала: она хотела умереть вместе с фюрером (по одной из версий, за день до этого, Гитлер дал Ханне ампулу с ядом на случай, если русские возьмут её в плен). Но в итоге долг победил чувства, и Ханна улетела. Несколько дней спустя, в штаб-квартире нового предводителя Германии Карла Деница, она была захвачена в плен американцами.

После войны

После войны и устроенного в Нюрнберге суда победителей, Райч провела несколько лет в американском плену. Но тюрьма не сломила силу воли Ханны. После освобождения она осталась совсем одна: фон Грайм принял яд еще в мае 1945, её отец убил всю её семью, а потом застрелился сам. У Ханны осталась в жизни одна любовь – небо. Она продолжает летать и ставить рекорды, а также, в отличие от многих, остается преданной тем идеям, за которые боролась она и вся остальная страна. Она гордо носит свои железные кресты, а в 1951 она пишет автобиографическую книгу «Полет — это моя жизнь».

В период с 1962 по 1966 Ханна руководит школой авиации в Гане. Райч умирает в 1979 году, прожив 65 лет, спустя всего год после установления последнего рекорда в своей жизни – очередного рекорда дальности полета на планере. Ханна Райч была похоронена в Зальцбурге, Австрия, рядом со своей семьей.

Ханна Райч была настоящим патриотом своей Германии, искренней, страстной, не жалевшей себя. Ханна Райч не предавала, ни людей, ни идей, как это сделали многие после войны. Честь ей и покой.