Валентина Гризодубова
Валентина Гризодубова
Валентина Гризодубова

Советская лётчица, участница одного из рекордных перелётов, участница Великой Отечественной войны, первая женщина[1], удостоенная звания Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда, полковник ВВС СССР. Родилась 27 апреля (10 мая) 1909 в Харькове, Российская империя. Умерла 28 апреля 1993 (83 года) в Москве. Отец: Гризодубов Степан Васильевич, мать: Гризодубова (Коморенко) Надежда Андреевна, супруг: Соколов Виктор Александрович, сын: Валерий.

Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

4 ноября 1928 года, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима. В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.

Занималась планёрным спортом. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем — инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.

В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах. 24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и M. M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.

В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

С 1946 года полковник В. С. Гризодубова — в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения «Вега») по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

Мировые авиационные рекорды

Дата Самолёт Экипаж Класс Наименование рекорда Результат
7.10.1937 УТ-1 В.С. Гризодубова Класс С, 2-я категория, женский Скорость полёта на 100-км замкнутом маршруте 218,18 км/ч
9.10.1937 УТ-1 гидро В.С. Гризодубова Класс С-бис, 2-я категория, женский Скорость полёта на 100-км замкнутом маршруте 190,88 км/ч
9.10.1937 УТ-2 гидро В.С. Гризодубова — лётчик; Е. Слобоженко — бортмеханик Класс С-бис, 1-я категория, женский Скорость полёта на 100-км замкнутом маршруте 200,00 км/ч
15.10.1937 УТ-2 гидро В.С. Гризодубова — лётчик; Е. Слобоженко — бортмеханик Класс С-бис, 1-я категория, женский Высота полёта 3267 м
24.10.1937 АИР-12 В.С. Гризодубова — лётчик; М.М. Раскова — штурман Класс С-бис, 1-я категория, женский Дальность полёта по прямой 1444,72 км
24-25.09.38 АНТ-37 «Родина» В.С. Гризодубова — командир экипажа; П.Д. Осипенко — 2-й пилот; М.М. Раскова — штурман Класс С, женский Дальность полёта по прямой 5908,61 км

В Москве на Кутузовском проспекте у входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения (дом 34, ныне Концерн радиостроения «Вега») 1 сентября 2000 года установлен памятник Гризодубовой работы скульпторов Салавата Щербакова и Федора Викулова.

В московской школе № 918 действует Музей Гризодубовой (с 2001 года).

Улицы Гризодубовой есть во Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Пензе, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону. Её имя носит одна из улиц Хорошёвского района столицы (с 2004 года).

В Москве на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.

В Кургане установлена мемориальная доска по адресу ул. Гризодубовой, 2б.

Имя Гризодубовой носит авиапредприятие ОАО «Летные испытания и производство» (ЛИИП), расположенное в Жуковском.

Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку, который дислоцировался в Смоленске, но в октябре 2009 года был расформирован, а боевое знамя и исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге.

В 2010 году в честь Гризодубовой была выпущена почтовая марка России.

В сентябре 1973 года, когда отмечалось 35-летие беспосадочного перелёта на самолёте «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток, на севере Хабаровского края, у сопки Окоча, недалеко от реки Амгунь, установлен обелиск в честь экипажа — гранитное крыло, устремлённое в небо.

Имя Гризодубовой носит Харьковский аэроклуб Общества содействия обороне Украины.

Музей Гризодубовых расположен в Харькове в квартире на первом этаже трехэтажного дома, где они жили — ул. Мироносицкая, 54Б. При тушении пожара на чердаке дома в 2008 году помещение музея пострадало от воды, и на протяжении двух лет музей не функционировал. Тем не менее, это не помешало сотрудникам музея подготовить и провести в Харькове 22 мая 2009 года научную конференцию «Гризодубовский след в истории авиации», приуроченную к 125-летию со дня рождения С. В. Гризодубова и 100-летию со дня рождения В. С. Гризодубовой, а также издать сборник материалов этой конференции (вышел в 2010 году). В настоящее время помещение музея отремонтировано, готовится новая экспозиция.

Улица Гризодубовой есть в Бахчисарае (Крым), Белая Церковь, Донецке,Кривом Роге, Луцке, Мелитополе, Первомайске, Снежное, Сумы, Черкассы и Алматы.

Литература

Верхозин А. М. Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба). — М.: Политиздат, 1964. — 207 с. с илл. / Литературная обработка В. Погребного. // Тираж 195 тыс. экз.

Панин А. С. Власть высоты. Издание 2-е, дополненное и переработанное. — Харьков: МТК-книга, 2008. — 96 с. илл. // Тираж 1000 экз.