Марина Раскова
Марина Раскова
Марина Раскова

Родилась 28 марта 1912 года в Москве. Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. С 1932 года — лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир — В. С. Гризодубова, второй пилот — П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.

В Красной Армии с 1938 года. Одновременно находилась в штате НКВД: в феврале 1937 года — феврале 1939 года — штатный консультант, затем уполномоченный особого отдела НКВД, позже — в 3-м Управлении Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности. Жила в Москве.

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые хотели участвовать в изгнании врагов с территории своей Родины. В конце октября 1941 г. с официального одобрения Ставки ВГК (Приказ НКО СССР № 0099 от 08.10.41) и с поддержкой ЦК ВЛКСМ в г. Энгельс на Волге она сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Су-2) и 588-го ночного бомбардировочного (У-2). Позднее Раскова была назначена командиром 587 БАП.

Во время войны 587 БАП был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк (Приказ НКО СССР No. 265 от 03.09.1943 г. и Директива ГШ No.Орг/10/138919 от 04.09.1943 г.); 588 НБАП был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк (Приказ НКО СССР No.64 от 08.02.1943 г.)

4 января 1943 г. Герой Советского Союза майор Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени, медаль «Золотая Звезда».

В честь Марины Расковой названы: Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков (там же установлен бюст героини); 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиаполк; улицы во многих городах бывшего СССР, в т.ч. во Владивостоке, Калининграде, Москве, Киеве, Энгельсе, Тюмени, Саранске и др.; площадь в Москве (СВАО); американский транспорт типа «Либерти», спущеный на воду в июне 1943 года (SS Marina Raskova); теплоход на Волге (списан в 1996 г.; в настоящее время носит имя «Бригантина» и используется в качестве плавучего ресторана в Уфе). Имя Марины Расковой также носило советское транспортное судно, уничтоженное немецкой подводной лодкой в Карском море 12 августа 1944 года.